akhcelo (akhceloo) wrote,
akhcelo
akhceloo

Category:

Из серии "умные нам не нужны" или "Задача для методиста Игрекова"

Из серии "умные нам не нужны" :)))
По мотивам дискуссии в комментариях к посту asaratov.livejournal.com/3656300.html и комментариев у меня здесь (написано было около 11 утра 21 числа, задолго до "продолжения банкета" в комментариях в моём ЖЖ.

Предисловие от akhceloo: Люди добрые!!! Не нужно! Вот не нужно вводить несуществующие размерности, вроде "[кусок сахара]", "[чашка]" и "[(кусков сахара)/чашку]" (кратко "[кусков/чашку]"). Понятие "Размерность" имеет смысл ТОЛЬКО для физических величин. Масса, длина, время - и их производные величины. Сила, скорость, энергия... Но не "чашка" или "кусок сахара". В таких дурацких размерностях - нарушается главный принцип: размерность НЕИЗМЕНННА, и не может зависеть от манипуляций с объектом. Иначе, если мы вводим такие искусственные размерности, как "[кусков/чашку]", то Мы будем вынуждены постоянно ПОДГОНЯТЬ размерность объекта в зависимости от способа решения задачи. Для иллюстрации этого разберём следующий пример:

Итак,

"Задача для методиста Игрекова"


Условие:
Дано: есть методист Районного отдела образования (или как их там теперь величают) по фамилии Игреков. Методист Игреков уверен, что все величины в задачках для детей имеют размерности.
Методисту Игрекову на день рождения подарили несколько фарфоровых чашек.
Жена методиста поставила их на стол, и в каждую чашку положила по два куска сахара. Сахар она брала из сахарницы, куда в начале вечеринки она насыпала 50 кусков сахара.
Методист Игреков случайно толкнул стол, и несколько фарфоровых чашек чашек упало и разбилось. Остальные чашки остались на столе.
Жена методиста Игрекова веником подмела осколки вместе с кусками сахара, и выкинула их в мусоропровод.
Оставшиеся на столе чашки жена вымыла, и поставила в шкаф, где было много старых чашек, отличить новые чашки от старых невозможно.
Сахар она не стала класть обратно в сахарницу, а сложила в два полиэтиленовых пакетика.
Методичный методист Игреков сосчитал, сколько сахара у него осталось. Оказывается, в сахарнице осталось 30 кусков сахара. Через прозрачный полиэтилен пакетиков видно, что в каждом пакетике лежит по 5 куска сахара, всего - два пакетика.
Как методисту Игрекову узнать, сколько чашек разбилось?
Сколько чашек разбилось?


-------------
Методист Игреков начинает решать задачу.
Было 50, по условию задачи осталось 30 в сахарнице.
Ага.
Чтобы узнать, сколько сахара в пакетиках, методист умножает:
5[кусков/пакет] * 2[пакета] = 10 [кусков] (сахара).

После этого он приступает к вычитанию: 50 [кусков] - 30 [кусков/(в сахарнице)]....
Постойте, говорит методист. Мне известно, что мы не можем складывать величины разных размерностей.
Выложим куски сахара из сахарницы на стол. Теперь они из 30 [кусков/(в сахарнице)] превратились в 30 [кусков], теперь их можно складывать и вычитать.
Кстати, попутно вопрос: а почему размерность кусков сахара теперь стала 30 [кусков]? Куски же лежат теперь на столе. Не логично ли было написать: 30 [кусков/(на столе)]? А то вдруг нам потом придётся умножать на число столов? Но оставим этот вопрос для самостоятельного изучения нашим ученикам.
Теперь методист Игреков может выполнить вычитание:
50 [кусков] - 30 [кусков] - 10 [кусков] = 10 [кусков] (пропало, жена выкинула в мусоропровод вместе с чашками)
По условию задачи, в начале вечеринки жена методиста разложила сахар по 2 [куска/чашку].
Делим 10 [кусков]/(2 [куска/чашку]), вспоминаем правила деления дробей, и получаем, что размерности "кусок" сократились, и осталась размерность "чашка":
10 [кусков]/(2 [куска/чашку]) = 5 [чашек] упало на пол.
------
Ладно. Справился.
Теперь усложним условие задачи.
Жена методиста Игрекова положила сахар не в два полиэтиленовых пакета по 5 кусков в каждом.
Жена методиста положила в один полиэтиленовый пакет 4 куска сахара, а в другой - 6 кусков. Через прозрачную плёнку прекрасно видно, сколько в каждом пакете сахара.
Что делать бедному методисту Игрекову? Теперь уже нельзя умножать.
По идее нужно складывать. Как мы помним из предыдущего решения задачи, сахар в пакетах измеряется в единицах "[кусков/пакет]":
4[кусков/пакет] + 6[кусков/пакет] = 10[кусков/пакет]
Э, нет. Так не пойдёт. Мы ничего не умножаем, как же нам теперь избавиться от [ /пакет] в знаменателе размерности?
Подумав, методист находит выход:
Нужно высыпать сахар из пакетов на стол. После этого сахар из единиц 4[кусков/пакет] + 6[кусков/пакет] превратится в сахар в единицах
4[кусков] + 6[кусков], и мы можем спокойно получить 10[кусков] в сумме. Хотя, может быть, не 10[кусков], а 10[кусков/(на столе)]? Нет, не будем думать о столах...
-------------
Ладно, снова справился. Казалось бы, хвала методисту Игрекову?
Не тут-то было!
Ещё раз усложним условие задачи. Один из пакетов с сахаром (тот самый, в котором 6 кусков сахара) жена методиста Игрекова завязала так, что развязать методист Игреков не может. Полиэтилен очень прочный, разорвать пакет Игреков тоже не может. Ножниц у методиста Игрекова нет, в общем, не может он высыпать сахар из этого пакета на стол. В то же время через прозрачную плёнку прекрасно видно, что в пакете лежит 6 кусков.
И что?
Методист Игреков теперь не может решить задачу.
Если он начнёт складывать куски в пакетах, у него получится не та размерность:
4[кусков/пакет] + 6[кусков/пакет] = 10[кусков/пакет]
Если он высыпал 4 куска сахара из первого пакета, то он вообще не имеет права складывать величины разных размерностей:
4[куска] + 6[кусков/пакет] - НЕЛЬЗЯ СКЛАДЫВАТЬ (ну, методист же считает, что это величины разных размерностей!)
Высыпать сахар из второго пакета методист не может - не получается развязать пакет.
По мнению методиста Игрекова, теперь задача не имеет решения.

:))))

Кстати, какой ужас бы получился, если бы методист Игреков стал в начальной задаче не умножать, а складывать!
Смотрите, всё ведь так хорошо было:
5[кусков/пакет] * 2[пакета] = 10 [кусков] (кусков сахара)
А если складывать:
5[кусков/пакет] + 5[кусков/пакет] = 10[кусков/пакет] - размерность не та...
Получается что заменить операцию умножения операцией сложения мы не можем!
А как же определение операции умножения?
Всё, методист Игреков окончательно зашёл в тупик.

--------
Обновление 1: Продолжение спора и ещё задачки в посте Монстры методиста Игрекова (из серии "умные нам не нужны")
Tags: "умные нам не нужны", Юмор, занимательная математика, образование
Subscribe
promo akhceloo march 17, 2018 23:55 8
Buy for 100 tokens
Социальный Капитал, говорите? А Олигархического Коммунизма не желаете? Пусть повисит пока здесь. Может, кто-то из рядовых коммунистов догадается, во что переродилась верхушка их любимой коммунистической партии Зюганова.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment